Архитектура второй половины XI и начала XII века

Христианство несло мощный культурный и нравственный толчок, который проявился на Руси многими построенными храмами. Каменное строительство распространилось на Руси не сразу, вначале было множество деревянных построек, которые более близки тогдашним строительным традициям. Несмотря на это, мы крайне мало знаем о деревянном зодчестве времени раннего христианства на Руси. В тот период храмовые постройки наиболее активно строятся в Киеве, тогда же возникают наиболее значимые монастырские комплексы.

Лекция


This text will be replaced

Каменное строительство этого периода сконцентрировано в основном в Киеве. Исторической подоплекой развития архитектуры был процесс дальнейшего углубления христианизации, что отразилось, прежде всего, на интенсивном монастырском строительстве. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году на арену активной строительной деятельности выходят его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. В конце XI – начале XII века многие постройки связаны с именем Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого. Княжеское строительство ведется, главным образом, в так называемых вотчих монастырях – отчих, семейных, иначе говоря. В монастырях, храмы которых рассматривались как семейные усыпальницы той ветви княжеского рода, которой принадлежал заказчик. Княжеское строительство, можно сказать, прокладывало магистральную линию развития архитектуры этой поры. Кроме князей строили и церковные иерархи. Здания, возведенные по их заказу, часто восходили к архитектурным образцам, которые находятся за пределами Руси, в Византии и отличались исключительным своеобразием. Таковы церкви Богородицы на Клове в Киеве, Михайло-Архангельский собор в Переяславле. По своему назначению порой в ансамбле города монастырские храмы, конечно, отличались от соборов Софии 30–50-х годов, которым отводилась роль главных городских соборов. Отсюда их масштаб, вместимость и впечатляющий образ. Функции монастырских храмов были иные: размеры меньше, композиция проще. Сохранность зданий этого периода оставляет желать лучшего, особенно досадна утрата венчающих частей, верхов. Это обстоятельство делает особо проблематичной реконструкцию барабанов, их количества и устройства.

Картина каменного монастырского строительства в этот период выглядит так. В 60-е годы XI века был заложен собор Дмитриевского монастыря (здание не сохранилось). В 1070 году князем Всеволодом заложен Михайловский собор на Выдубичах (сохранился частично). В 1073 году заложен Успенский собор Печерского монастыря (разрушен в 1941 году, восстановлен в наше время). Затем закладывается князем Святославом храм-мавзолей Бориса и Глеба в Ижгороде (известен лишь по археологическим данным). Игумен Стефан в 70–80-е годы закладывает храм Богородицы в Кловском монастыре, завершен храм был лишь в 1108 году (известен по материалам раскопок). В 1086 году строится Андреевский собор Янчина монастыря. В 1108 году закладывается собор Михайловского Златоверхого монастыря. По археологическим данным, известны каменные храмы в усадьбе Художественного института в Киеве, трапезная Киево-Печерского монастыря, две церкви Зарубского монастыря под Киевом и некоторые другие. Сравнительно неплохо сохранился Троицкий надвратный храм Печерского монастыря, построенный около 1106 года. За фасадами, оформленными в стиле украинского барокко, сохраняется квадратный в плане четырехстолпный одноглавый объем небольшого храма, который осенял тройной проезд Сытых ворот. Из перечисленных построек особое место занимает Успенский собор Печерского монастыря.

Успенский собор в Киеве

Киево-Печерский патерик, то есть монастырская летопись, сообщает о чудесном явлении игумену Феодосию четырех зодчих, которые, как они сказали, посланы самой Богородицей для возведения монастырского собора. Мерой широты, долготы и высоты стал пояс, пожертвованный в  монастырь варягом Шиманом. Успенский собор шестистолпный, одноглавый храм с П-образными хорами и тремя гранеными апсидами. Его длина около 35,5 метров, а ширина – 24 метра при стороне подкупольного квадрата около 8,5 метров. У северо-западного угла храма – крещальня, небольшой 4-столпный одноглавый храм. Шестистолпная структура здания, возможно, связана с ориентацией на подобную же структуру основного объема Десятинной церкви. В целом объемно-пространственное решение здания на фоне софийских соборов 30–50-х годов XI века выглядит значительно проще, и это упрощение и сокращение размеров можно рассматривать как явление, характерное для архитектуры данного периода в целом. Почти все постройки второй половины XI – начала XII века следуют в своем плановом, объемно-пространственном решении той же схеме. Как сообщает Печерский патерик, Успенский собор стал образцом для строительства подобных храмов в других городах. В 70–80-х годах ушедший из Печерского монастыря игумен Стефан основал на Клове монастырь и заложил храм Богородицы, ориентируясь на знаменитый Константинопольский храм во Влахерлах. Храм не сохранился, план реконструируется по археологическим данным. По одному из вариантов реконструкции это был храм с куполом на восьми опорах, диаметр купола более 9,5 метров. Аналогов такой композиции на Руси не было ни до, ни после постройки игуменом Стефаном. Оригинальность здания связана, надо полагать, с особым культурным кругозором заказчика, выбравшим в качестве образца византийскую схему храма, неизвестную на Руси. Заложенный в 1070 году, собор Выдубицкого монастыря сохранил только западную часть. Современный облик церковь обрела в 1766–1769 годах. Не сохранившуюся восточную часть здания удалось выявить раскопками, которые были проведены в 1945 году. Апсиды храма разрушились полностью. Внутренняя структура здания воссоздается в виде шести- или восьмистолпной структуры с нартексом в западной части и башней с лестницей на хоры в его западной части. Башня немного выступает за линию северного фасада. В Выдубицком монастыре в 1199 году случилось весьма важное событие историко-архитектурного характера: здесь было возведено необычное гидротехническое сооружение – подпорная стена. Летописец в восторженном тоне говорит о заказчике этого сооружения, князе Рюрике Ростиславовиче, который имел «любовь ненасытную о зданиях», то есть был страстным строителем, – замечательная характеристика государственного деятеля. Необходимость в постройке стены была связана с тем, что Днепр, подступая к ограде монастыря, размывал берег и грозил обрушить церковь Михаила. Называет летописец и имя зодчего – Петр Меланек, приятель князя (добавляет летописец). Это одно из немногих, известных нам имен зодчих до монгольского времени. Как сообщает летопись, стена вызвала у киевлян необычайный интерес и восторженную оценку. К сожалению, никаких следов ее до наших дней не сохранилось.

Особое место занимает история храмового строительства в Ижгороде, ныне это окраина Киева. Здесь при Ярославе Мудром были захоронены останки его братьев  Бориса и Глеба, убитых Святополком Окаянным. Позднее, как известно, Борис и Глеб были канонизированы. В письменных источниках довольно подробно изложена история храмового строительства в Ижгороде. В XI – начале XII века сообщается о трех последовательно сменявших друг друга деревянных храмах: небольшой церкви Клецкого типа, большом пятиглавом храме и об одноглавой постройке 1072 года.

Незадолго до смерти князь Святослав Ярославович заложил в Ижгороде каменный храм, предназначенный быть усыпальницей для Бориса и Глеба, но завершить постройку не успел, это удалось сделать его сыну Олегу Святославичу лишь к 1115 году. 1–2 мая 1115 года в присутствии высших светских и церковных иерархов храм был освящен. Туда были перенесены и саркофаги с мощами Бориса и Глеба. Храм этот был разобран еще в XVII веке, о его особенностях можно судить только по археологическим данным. Это был большой, довольно вытянутый в плане, храм. Его размеры – 24 * 42 метра (размеры в плане). Это самая большая по размерам постройка второй половины XI – начала XII века. Восьмистолпная структура интерьера и сдвиг угольного квадрата к центру отличают храм от других зданий этого времени. Не сохранился и собор Михайловского Златоверхого монастыря, заложенный в 1108 году князем Святополком. Здание было разобрано в середине 30-х годов XX века. В плане храм следует уже сложившейся традиции: это шестистолпный, трехапсидный храм с нартексом, в северной части которого башня с лестницей на хорах. Снаружи у юго-западного угла основного объема одновременно с ним была построена маленькая четырехстолпная церковь-крещальня. Компактный, несколько вытянутый по оси запада–востока объем основного храма венчался, вероятно, одной главой. Расположенные на одном уровне закомары подчеркивали цельность и ясность композиции храма. Внутри стены были украшены мозаиками и фресками. В центральной апсиде сохранилась великолепная по своим художественным достоинствам мозаичная композиция «Евхаристия», снятая перед разрушением здания и принесенная в Софийский собор. Мозаичное изображение святого Дмитрия Солунского передано в Третьяковскую галерею. В 90-х годах XX века, совсем недавно, собор Михайловского Златоверхого монастыря воссоздан в формах украинского барокко XVII–XVIII веков.

О технике строительства в этот период. Она следует традиции 30–50-x годов. Здания возводились в смешанной технике из плинфы и камня на цемяночном растворе. Заметным явлением в архитектуре начала XII века стало возведение церкви Спасо-Преображения в княжеском селе Берёстове по соседству с Киево-Печерским монастырем. Строительство этого храма связывают с именем Владимира Мономаха и временем его княжения в Киеве между 1113 и 1125 гг. Существует версия и более ранней датировки, не выходящая, впрочем, за хронологические рамки рассматриваемого периода. В начале XX века этот храм, дошедший до нас с весьма значительными искажениями первоначального облика (они относятся к XVII–XIX векам), был отреставрирован известным специалистом этого дела Петром Петровичем Покрышкиным. Выяснилось, что от первоначального храма сохранилась лишь западная часть. Раскопками выявлены центральная и восточная части храма, крещатые столбы и притворы. Схема плана оказалась традиционной для этого времени: трехнефный храм с нартексом, торцы которого несколько выступают за линию северной и южной стены. В нартексе располагались крещальня и лестничная башня. Особенность объемной композиции храма – наличие притворов, то есть небольших пристроек перед западным, южным и, вероятно, северным входами в храм. Как выяснилось, западный притвор и два других, надо полагать, имели весьма своеобразную трехлопастную систему перекрытия. В этой системе сочетались элементы кирпичного свода с деревянными брусьями, что, казалось бы, противоречит здравому смыслу архитектурной логики, но в домонгольский период да и позже дереву доверяли, дерево было в основе, в подосвенной части многих храмов. Деревянными были связи внутристенные и воздушные, и вот в сводчатую систему внедряется дерево, деревянные брусья, без которых трехлопастное завершение, трехлопастная система перекрытия была бы решительно невозможна. Не исключено, что такое же трехлопастное завершение имели и фасады основного объема, однако, реконструкция венчающих частей храма остается проблематичной. Фасады здания были декорированы двух- и трехуступчатыми нишами. Это продолжение более ранней традиции. К числу декоративных элементов относятся также кресты из плинфы и  поясок миандра. В отличие от других построек этого периода сцены храма Спаса на Берестове сложены только из плинфы, причем в системе со скрытым рядом, своего рода,  выделенная из системы OPUS MIXTUM, система чисто плинфяной кладки со скрытым рядом. Камни на фасадах отсутствуют – в этом возможно видеть симптом перехода на новую систему кладки – равнослойную без скрытого ряда, которая как раз в 20–30 годах приходит на смену смешанной кладке.

О строительстве в этот период в других городах. В Чернигове, к примеру, в конце XI века, вероятно, по инициативе Владимира Мономаха, был построен небольшой четырехстолпный храм-усыпальница. Еще одна каменная постройка неясного назначения обнаружена под Борисоглебским собором. Есть определенные основания полагать, что каменное строительство в этот период осуществлялось и в Полоцке. Однако, известные по раскопкам, Полоцкие храмы датируются в широком диапазоне. Начало XII века отмечено интенсивным строительством в Новгороде, но это особая тема, к которой нам еще предстоит обратиться. Особо надо сказать о строительстве в Переяславле Южном. Здесь по инициативе митрополита Ефрема в конце XI века развернулось масштабное каменное строительство. Под 1089 годом летопись перечисляет целый ряд возведенных зданий. Среди них – Михайловского собора, каменной стены вокруг епископского двора с надвратной церковью Федора, церковь Андрея у ворот и каменной бани, ранее, как отмечает летописец, строения на Руси невиданного. Вероятно, ряд построек в этот период возведено по инициативе Владимира Мономаха, княжившего в Переяславле в конце XII века. Ни одной переяславльской постройки на поверхности земли, к сожалению, не сохранилось. Все они известны по результатам раскопок. Надо отметить особый вклад в архитектурно-археологическое изучение переяславльских памятников экспедиции Санкт-Петербургского университета под руководством Михаила Константиновича Каргера. Главным храмом города был Михайло-Архангельский собор, восходящий по своим особенностям в плане к византийским образцам, причем ранее не Руси неизвестным. Подобно церкви Богородицы на Клове этот храм не имел аналогов в древнерусском зодчестве ни до ни после постройки. Огромные размеры и богатое внутренне убранство собора ставят его особняком в переяславльском строительстве и позволяют сопоставит с постройками 30–50-х годов XI века – Софийскими соборами. Другие постройки Переяславля также отличаются от киевских и весьма существенно. Это совсем небольшие бесстолпные, двустолпные, явно не крестово-купольного типа постройки. По назначению это, скорее всего, приходские церкви и храмы-усыпальницы. Техника строительства близка киевской, типология же решительно иная. Своеобразие переяславльских построек очевидно даже по археологическим материалам. Здесь, надо полагать, работала другая, нежели в Киеве, строительная организация, артель (пользуясь более поздним термином). Строительство в Преяславле – пролог к архитектуре XII века, когда в условиях феодальной раздробленности формируется особое региональное направление в зодчестве – архитектурная школа.

 

Вы можете выполнить тест для самопроверки.